Программа диссеминации инновации
(инновационного продукта)
Комплексное сопровождение обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи в условиях специального и инклюзивного обучения»
Программа направлена на диссеминацию опыта сопровождения обучающихся с ТНР в школах, где функционируют речевые классы, а также реализуется практика инклюзивного обучения детей с речевой патологией.
Цель программы:
развитие у слушателей профессиональных компетенций, позволяющих осуществлять проектирование, организацию и реализацию образовательной деятельности по психолого-педагогическому сопровождению детей с ТНР в различных организационно-педагогических условиях.

Основные принципы построения Программы:
реализация программы осуществляется на принципах гуманизации образования, вариативности, практико-ориентированности, преемственности, взаимосвязи традиций и инноваций в теории и практике психолого-педагогического сопровождения обучающихся, рефлексивный характер анализа педагогического опыта. Вариативность освоения содержание программы позволяет учитывать профессиональные приоритеты деятельности слушателей.



Руководители, педагоги, специалисты ОУ, прошедшие обучение по данной программе смогут реализовать освоенный опыт на практике в образовательных организациях.

Принципы отбора содержания

и организации учебного материала

В основу отбора содержания программы легли положения:

  • профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.,
  • проекта профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)» (подготовлен Минтрудом России 15.09.2016),
  • профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 апреля 2021 г. N 250н.
Программой предусматривается:

  • Расширение профессиональных компетенций слушателей в области специальной педагогики, логопедии, логопсихологии;
  • Формирование профессиональных компетенций в области нормативно-правого, программно-методического обеспечения организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР в различных организационно-педагогических условиях;
  • Совершенствование навыков проектирования адаптированной образовательной программы;
  • Приобретение практических навыков планирования и проведения логопедических занятий и уроков с учетом коррекционной направленности обучения;
  • Освоение теоретических знаний, связанных с особенностями организации работы специалистов, педагогов по реализации коррекционных курсов в соответствии с ФГОС на ступени начального и основного общего образования;
  • Овладение практическими навыками использования современных образовательных технологий в коррекции речевых нарушений у обучающихся с ТНР.

Категория слушателей:

- руководящие работники (директора, заместители директора, методисты);
- педагогические работники (учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования);
- специалисты службы сопровождения (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи).

При наличии заявок от образовательных организаций может быть организовано обучение команд образовательных организаций.


Структура программы:

Программа построена по модульному принципу и может преподаваться в разных вариантах в зависимости от запросов и категорий слушателей. Содержание программы включает инвариантный (обязательный для всех слушателей) и вариативные модули.


Варианты построения образовательных маршрутов

для слушателей программы

  • Модуль 1.:
    Нормативно-правовые аспекты организации образования обучающихся с ТНР
    Содержание:
    В модуле рассматриваются нормативно-правовые документы, регулирующие образование обучающихся с ТНР, особенности правоприменительной практики данных законодательных актов, управленческие аспекты организации специального и инклюзивного образования в ОУ.
  • Модуль 2.:
    Программно-методическое сопровождение образования обучающихся с ТНР.
    Содержание:
    Освоение данного модуля позволит слушателям познакомиться с содержанием адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) для обучающихся с ТНР на ступени начального и основного общего образования; алгоритмом проектирования рабочей программы учителя. В модуле раскрываются особенности планируемых результатов (предметных и метапредметных) освоения учебных курсов.
  • Модуль 3.
    Современные педагогические технологии обучения и коррекции нарушений у обучающихся с ТНР.
    Содержание:
    В модуле рассматриваются современные педагогические технологии, которые применяются учителями и специалистами на уроках и при проведении коррекционно-развивающих занятий. Слушатели получат возможность освоить технологию проектирования и реализации урока в соответствии с ФГОС; технологию формирования и развития УУД у учащихся с ТНР; технологию формирования смыслового чтения как метапредметного навыка.

  • Модуль 4.
    Система оценки планируемых результатов освоения АООП в соответствии с ФГОС.
    Содержание:
    Освоение данного модуля позволит слушателям познакомиться с различными подходами к оценке сформированности предметных и метапредметных результатов освоения АООП (критериальная система, бальная, мониторинг и др.). Слушатели познакомятся с особенностями диагностического исследования по оценке динамики коррекции речевых нарушений. Освоят технологию формирующего оценивания.
  • Модуль 5.
    Реализация коррекционно-развивающих курсов для обучающихся с ТНР.
    Содержание:
    Освоение данного модуля позволит слушателям познакомиться с Программно-методическим комплексом коррекционных курсов, реализуемых в рамках коррекционно-развивающей области в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2.). Узнают специфику реализации коррекционных курсов на ступени основного общего образования. Освоят технологии использования информационно-коммуникационных и аппаратных технологий в работе по коррекции речевых нарушений у обучающихся с ТНР.

Расписание занятий
1 и 2 полугодия 2023 года

22.02.2023

16.10.2023

22.02.2023

16.10.2023

Модуль 1. Нормативно-правовые аспекты организации образования обучающихся с ТНР

Занятие 1. Лекция
Теоретические и нормативно-правовые основы организации образования лиц с ОВЗ

01.03.2023

19.10.2023

01.03.2023

19.10.2023

Занятие 2. Лекция
Управленческие аспекты организации образования обучающихся с ТНР в образовательном учреждении

Занятие 3.
Практическая работа
Круглый стол «Организация деятельности ППК в ОУ»

02.03.2023

23.10.2023

02.03.2023

23.10.2023

Модуль 2. Программно-методическое сопровождение образования обучающихся с ТНР

Занятие 4.
Лекция Психолого-педагогические особенности обучающихся с ТНР, диагностика нарушений

09.03.2023

26.10.2023

09.03.2023

26.10.2023

Занятие 5.
Лекция Особенности содержания адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) для обучающихся с ТНР как условие успешной реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО

Занятие 6.
Практическая работа
Проектирование рабочей программы учителя. Особенности планируемых результатов (предметных и метапредметных) освоения учебных курсов

16.03.2023

02.11.2023

16.03.2023

02.11.2023

Модуль 3. Современные педагогические технологии обучения и коррекции нарушений у обучающихся с ТНР

Занятие 7.
Лекция Технология проектирования и реализации урока в соответствии с ФГОС.

Занятие 8. Практика
Технологии коррекционно-развивающего обучения на уроках в начальной и основной школе. (ОТКРЫТЫЕ УРОКИ)
Педагогический анализ отрытых уроков/занятий

23.03.2023

02.11.2023

23.03.2023

02.11.2023

Занятие 9. Практика
Особенности формирования и развития УУД у учащихся с ТНР.


Занятие 10. Практика
Мастер-классы
Технология развития смыслового чтения

30.03.2023

03.11.2023

30.03.2023

03.11.2023

Модуль 4. Система оценки планируемых результатов освоения АООП соответствии с ФГОС


Занятие 11. Практика
Оценка сформированности предметных и метапредметных результатов освоения АООП (критериальная система)

Занятие 12.
Лекция
Система оценки предметных результатов


Практическая работа
Оформление речевой карты

05.04.2023

09.11.2023

05.04.2023

09.11.2023

Модуль 5.Реализация коррекционно-развивающих курсов для обучающихся с ТНР

Занятие 13. Лекция
Программно-методический комплекс коррекционных курсов, реализуемых в рамках коррекционно-развивающей области в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2.).

06.04.2023

16.11.2023

06.04.2023

16.11.2023

Занятие 14. Лекция
Особенности реализации коррекционных курсов на уровне начального общего образования
(ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ)

Занятие 15. Практика
Педагогический анализ открытых коррекционно-развивающих занятий

13.04.2023

23.11.2023

13.04.2023

23.11.2023

Занятие 16. Практика
Особенности реализации коррекционных курсов на уровне начального общего образования
(ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ)

Мастер-класс
Составление рабочего листа к занятию по коррекционному курсу «Произношение»

14.04.2023

24.11.2023

14.04.2023

24.11.2023

Занятие 17.
Информационно-коммуникационные и аппаратные технологии в коррекции речевых нарушений у обучающихся с ТНР

Made on
Tilda